Вы знаете, что в птичьем царстве тоже заключают союз, договариваются. Не верите? На Крайнем Севере гуси селятся недалеко от гнезда ястреба. Ястреб берёт под свою защиту этот пёстрый шумный мир гусей: он защищает их гнёзда столь же самоотверженно, как и своё.
На вершине высокого холма, ближе к солнцу, он вьёт своё гнездо, выводит птенцов. За его быстрым полётом следят мелкие хищники вроде песцов и лисиц. Они знают, что невозможно добраться до гнезда его величества, единственного из птиц, вступающего иногда в схватку с самим царём пернатых – орлом.
Редко, но бывали такие битвы в небе, обычно заканчивающиеся гибелью обоих воинов. Никто в наши дни не видел этого – старики раньше рассказывали об этом зимними длинными вечерами. Возможно, и было такое. Всё на этом свете меняется, забывается.
Однажды, по историческим меркам это было недавно, мы плыли в большой лодке по речке, на удивленье спокойной и глубокой. Руководил нашей маленькой командой старик Нестор. В команде были я, братишка, дедушка Нестор и два молодых парня.
Смеясь и подшучивая друг над другом, они гребли, легко поднимая и опуская в воду огромные лопасти вёсел. За нами в лёгкой маленькой лодочке плыли отец и мать. Маленький братишка спал в люльке у ног матери (она тоже гребла, помогая).
Решили остановиться перекусить. Мать стала возиться с младшеньким, мужчины быстро приготовили обед. Отдохнув немного, мать с отцом, взяв на руки проснувшегося братика, ушли с дедом Нестором: он ещё в начале путешествия обещал матери показать какой-то удивительный цветок, который растёт только у нас.
Покушав, парни легли на спину и стали следить за быстрым полётом птицы – недалеко от берега был высокий холм, с вершины которого взлетал стремительный ястреб. Холм почти сверху и до самого подножия был покрыт гусиными гнёздами. Один из парней, приезжий, вдруг насмешливо сказал:
– Дуры-гусыни, на обед ястребу подготовились.
– Нет, не дуры – ястреб у них защитник, знаешь, такой воин-защитник. Вот вопрос: сумеем ли мы добежать и выкрасть пару-другую гусиных яиц? Ты как бегаешь?
– Давай, только котелок мой. Что нам сделают глупые гусыни?
– Не называй их глупыми, не знаешь… так помолчи.
Так, пререкаясь, парни стали готовиться к вылазке: приезжий надел железный котелок на голову, стал похож на фашиста из фильма о войне. Второй обмотал голову старой телогрейкой. Мы с братом легли под жидкими ивами: обзор был прекрасный.
Парни быстрыми перебежками уже приближались к подножию холма, как вдруг с неба упал ястреб – откуда он появился, никто не успел заметить. Первый удар пришёлся по котелку, и парень-хвастун упал как подкошенный. Ястреб взлетел и стал преследовать второго врага, который то прятался в мелком ивняке, то шустро полз по зелёной траве, то, поднявшись, быстро мчался, чтобы в следующую минуту перекатиться под хоть малюсенький кустик. Мы с восторгом следили за полётом ястреба: стремительный, совершенно свободный, как танец в воздухе, быстрый, как молния.
– Лежите там, не двигайтесь, потом подойдёте, – крикнул парням появившийся неожиданно дедушка Нестор.
Ястреб ещё полетал над полем битвы, но парни лежали смирнёхонько, потому птица-воин удалилась так же стремительно, как и появилась.
Только после этого парни подошли к нам. Тот, кто надел котелок, морщась, еле снял его (была порядочная вмятина).
Оказывается, гуси недаром селятся рядом с ястребом. У них тут полная договорённость: гуси, завидев врага, поднимают шум, а ястреб – самый надёжный защитник. Кстати, своих соседей он не трогает.
Без легенд северянин никогда не обходится, и рассказал нам дедушка Нестор следующее:
«Жили в стародавние времена два племени: гусей и ястребов. Все знают, какие они разные, но дети дружили. Выросли дети, появились у них свои дети. Настала страшная пора: напали на их землю жестокие враги, первыми взяли ружьё ястребы, но некого оставить с детьми, когда каждый воин нужен. Вспомнил ястреб про подругу детства из племени гусей.
Осталась она с гусятами и ястребками одна. Долгой и жестокой была битва, победили злого врага. Вернулись гуси и ястребы за своими детьми. Все дети – что гусята, что ястребки – живы и здоровы, бегают, шалят. Вдруг с неба посыпались рыбки, жучки и прочая дичь.
Упала оземь мать-гусыня и умерла, потому что сил жить не осталось: слишком долго боролась за жизнь ребятушек – день за днём, одна. С тех пор сыновья-ястребы помогают сёстрам-гусыням сохранить детей: не забыли они приёмную мать».
Анна Ветрова