Ия Покатилова,
кандидат искусствоведения
Каждая творческая личность – это и новый поиск, и свои проблемы, и индивидуальный способ их расширения. Творческая проблема якутского художника Прокопия Гаврильевича Слепцова – создание высокохудожественных образов в скульптуре, которые может быть не известны широкому зрителю, но творчество многих скульпторов – творчество единомышленников и соавторов, особенно, если это касается скульптурных монументов и мемориальных памятников как: «Памятник-бюст знаменитому якутскому капитану Богатыреву (1981, Ытык-Кюель Таатинского улуса); мемориальный комплекс, павшим воинам ВОВ в с. Матта Мегино-Кангаласского улуса (1988, архитектор – Иван Слепцов); памятник-бюст герою Гражданской войны Гаврилу Васильевичу Егорову в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса (бронза, 2005); там же – памятник – бюст полному кавалеру ордена Трудовой Славы Николаю Дмитриевичу Бурнашеву(бронза); бронзовый памятник-бюст известному писателю Якутии Тимофею Сметанину с. Кобяйи Кобяйского улуса (гранит, бронза, 2004, архитектор Виктор Афаносьевич Никифоров); памятник, павшим в ВОВ, скульптура «Оплакивание» с. Павловск Мегино-Кангаласского улуса (1990, архитектор Сергей Иннокентевич Лукин); памятник жертвам фашизма «Мать солдата» в с. Черкех Тааттинского улуса; памятник Комсомольцам Якутии – г. Вилюйск (1988, соавторы: Семен Прокопьев, Павел Никитин, архитектор – Олег Георгиевич Карамзин); ансамбль памятников знаменитых людей Амгинского улуса (искусственный камень, 1991, соавторы: Семен Прокопьев, Павел Никитин, архитектор Иван Валентинович Степанов); памятник павшим воинам ВОВ с. Бердигестях Горного улуса (2005, железобетон, алюминий); рельефы, посвященные 375летию вхождения Якутии в состав Российского государства (бронза, 2007, соавторы: Максим Павлов, Эдуард Пахомов, архитектор Борис Осипов); Часы – декоративный рельеф на фасаде здания музыкально-художественного училища в г. Якутске (2005, архитектор Борис Осипов) и др.
Из небольшого перечисления основных монументальных работ Прокопия Слепцова видно, что скульптор тесно сотрудничает с архитекторами и с коллегами-скульпторами. Образы, ставшие всеобщим достоянием, становятся знаменем эпохи, символом страны и Якутии. С понятием синтеза искусств органично связаны понятия монументального и декоративного искусства. В этом в широком понятии пространства работает наш скульптор, а именно – над проблемой синтеза искусств, где чаще всего программируются все уровни восприятия. Их соотношения определяют собой преобладание изобразительных или неизобразительных мотивов, а также значение монументального и декоративного начал. Если монументальность тяготеет к объективному значению содержательной стороны, то декоративность ближе связана с субъективными сторонами художественного творчества. Возможно такие качества, как монументальность и декоративность, легли в основу творчества якутского скульптора Прокопия Слепцова.
Прокопий Гаврильевич Слепцов родился 24 апреля 1951г.в пос. Арылаах I Лючинского наслега Кобяйского района, в семье сельских труженников. Любовь к рисованию проявилась рано, в детстве любил срисовывать и лепить из пластилина животных, птиц. Самыми любимыми книжками стали анималистические иллюстрации Евгения Ивановича Чарушина, Василия Алексеевича Ватагина, Евгения Михайловича Рачева и др.
С детства любил уединение с природой, наблюдал птиц, насекомых и постепенно в душе мальчика зарождалось чувство гармонии с природой. Чувствовал дуновение ветра, казалось, что все в природе живет по каким-то странным законам, пытался понять особый язык родной тайги и ее обитателей. В последствии данная страсть к рисованию и лепке переросла – в любовь к искусству.
Путь к искусству начался с обучения в якутском художественном училище. В 1975-ом году окончил прикладное отделение у известного мастера-костореза, народного художника Якутии Николая Даниловича Амыдаева. Группа была небольшой, но сплоченной и целеустремленной. С Прокопием учились, известные в будущем, косторезы – народные художники Якутии: Федор Иванович Марков, Константин Меркурьевич Мамонтов, Роман Михайлович Пинигин. Дух соперничества, партнерства и творчества царил в мастерской Николая Дмитриевича Амыдаева. Теплая и творческая среда дала в дальнейшем импульс молодому косторезу Прокопию Слепцову продолжить свое обучение, но уже в стенах старейшего художественного вуза страны – Академии художеств СССР.
Он сразу поступил в 1975-ом году на скульптурный факультет института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, где учился у известных классиков советской скульптуры: Михаила Аркадьевича Керзина и Бориса Алексеевича Пленкина.
Талантливый мастер Прокопий Гаврильевич Слепцов обладал на редкость острым восприятием натуры и пластической формы. По его мнению, для него не существовало ничего не пластичного. В студенческие годы в Ленинграде постоянно посещал Русский музей, Эрмитаж или бродил часами по городу и «исследовал скульптуру», учился чувствовать пластику и вести «тихие разговоры» с памятниками искусства. Аналитический метод восприятия пластики расширил возможности пластического видения мира. Его изумительная зрительная память, острота глаза и уверенная быстрота рук во время работы достигались и совершенствовались неустанным трудом. В дипломной работе выполнил с натуры ветерана Отечественной войны с внучкой, она была сделана в русле лучших традиций академической школы. Уже будучи студентом Академии художеств, привлекался к работе в Монетном дворе в Ленинграде; в летние каникулы помогал якутским художникам в завершении комплекса памятника, павшим героям Гражданской войны, на площади Марата в г. Якутске (1977); а в 1978-ом году – вместе с Павлом Никитиным работали над монументальным рельефом на фасаде дворца культуры и искусств им. А.Е. Кулаковского. Практические навыки работы в монументальной и декоративной скульптуре не остались бесследными в творчестве скульптора. После успешной защиты дипломного проекта скульптор вместе с друзьями (студентом-живописцем В. Федоровым и И. Готовцевым) совершили путешествие по всей стране: из Ленинграда до Усть-Кута по железной дороге, а затем завершили свой путь до г. Якутска – на пароходе и видели красоту необъятной страны. С 1981-ого по 1997-ый годы работал в якутских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. В советские годы ЯХПМ служил творческой базой художников Якутии. Художники ласково поговаривали, что «мы все вышли из “шинели” Художественного фонда».
С 1990-го года Прокопий Слепцов – член союза художников СССР. Кроме перечисленных выше монументально-декоративных скульптур, автор активно участвует в станковых формах.
В солидном журнале «Искусство» (за 1990г.в № 2) в обзоре советской скульптуры 70–80-ых годов искусствовед Валерий Иосифович Перфильев писал: «Отметим работу Прокопия Слепцова «Рыбак. Осенние дни» (1986, алюминий), где кажущаяся незамысловатость сценки за счет тектонических сопоставлений горизонталей и вертикалей, соотношения масс создает ощущение внутренней напряженности и ее ожидаемого разрешения» [1: с.21].
Якутский искусствовед Людмила Леонидовна Подпругина заметила, что Прокопий Слепцов – художник лирического мировосприятия. В его искусстве отразились раздумья о времени и современнике, о хрупкой красоте природы и сложных отношениях людей. Традиционные темы осознаны автором в морально-этическом аспекте. Скульптор выбирает лаконичную композицию (сидящая или стоящая фигура, голова), раскрывая содержание образа чисто пластическими средствами. Между тем, совершенно справедливо, исследователь подчеркнул, что в его работах органично переплетается лирическое и монументальное («Материнство, 1993, дерево; «Нежность», 1998, дерево; Невестка», 1999, дерево). Целостность обобщенно трактованных форм подчеркивается светом, мягко скользящим по широким гладким или шероховатым поверхностям. Для творений Слепцова характерна поэтическая эпичность образа («У своего очага», 1984, камень). В портретах типическое доминирует над индивидуальным, чему способствует монументально-обобщенная пластика («Мужской портрет, 1983, камень; «Портрет девушки», 1977, дерево) [4: с. 224]. Как видно, все вышеуказанные произведения хранятся в коллекции НХМ РС(Я) [4: с. 224–225].
Решающим фактором, на наш взгляд, в творчестве Прокопия Слепцова является соблюдение законов специфического языка скульптуры: отношения к материалу, пропорциям, ритму, силуэту, единству образного мышления. Видение предмета в пространстве и связь его с окружением – это важные компоненты скульптурности любого произведения. При всем этом, автор не теоретизирует, а проводит в жизнь, продиктованные его художественным мышлением и талантом, принципы декоративной скульптуры.
Известно, что скульптура всегда связана с мемориальными комплексами, а в древнем Египте и в Этрурии – с заупокойными культами. Статуя у египтян была «двойником» человека, бесспорно, что статуя считалась вместилищем для божества или духа человека, заменой тела для умершего [3: с., 32]. В свете сказанного понятно, почему ваятель, он же – жрец совершал обряд «отверзание уст и очей», это означало статуе «вернуть в нее душу, оживить ее» [3: с.,27].
В Якутии скульптура как самостоятельный вид пространственного и монументального искусства появилась в середине ХХ века, но в традиционной культуре запрещалось массовое изображение человека, хотя часто встречались у шаманов изображения эмэгэтов (образов-оберегов) и духов-помощников. Тем не менее, сакральность скульптуры в якутской художественной традиции конца ХХ века проявилась в портрете Васильева Никона Алексеевича, известного в народе, как великого шамана ХХ века – Ньыыкана. Возможно не все знают, что выполнил ее скульптор Прокопий Слепцов, причем, по заказу самого старца… Известный краевед Ксенофонт Дмитриевич Уткин в статье «Ньыыкан» (1993) упоминает о последней просьбе самого шамана – похоронить его в специальном срубе 3,5 х 3,5м., который поставили еще при жизни старца [5]. Так же он попросил Алексея Борисова найти скульптора, который смог бы слепить его портрет и этим скульптором оказался Прокопий Слепцов.
В начале 1990-ых годов я как-то случайно зашла в мастерские скульптора, когда он заканчивал портрет и мне показалось, что скульптура о чем-то «говорит», тогда я узнала о гробнице и о том, что скульптура не хочет принимать участие в выставке… В 1992-ом году в г. Якутске впервые проходила международная конференция по шаманизму и Прокопий хотел участвовать на выставке, организованной музеем музыки и фольклора, но при странных обстоятельствах на скульптора упало бревно… Сейчас огромный бюст Ньыыкана, работы Прокопия Слепцова, находится в местности «Эбэ түгэҕин төрдө» («На дне большого водоема»), а другой бюст подарен самим скульптором в Центр народной педагогики им. К.С. Чиряева [2: с.218], еще один вариант гипсовой скульптуры находится в частной коллекции и экспонировался на выставке «Мир саха» в музее археологии и этнографии ЯГУ (2005–2006).
Между тем скульптор создал образ седовласого шамана-ясновидца, которому подвластно время и пространство. Большее внимание Слепцов уделил к раскрытию внутреннего эмоциально-психологического состояния старца, каким его описывают очевидцы, а также стремится передать отрешенность образа и непосредственность пластической формы. Умение остро и эмоционально передать основное, где надо, освобождаться от излишней дробности и детализации – достоинства его скульптурных портретов таких, как «Мужской портрет» (1983 – портрет друга-аспиранта, искусственный камень); «Потрет заслуженного учителя РСФСР и ЯАССР И. Ушницкого», 1983; «Потрет писателя Сергея Васильева»; «Потрет Дмитрия Жиркова», портреты видных деятелей: Емельяна Ярославского, Серго Орджоникидзе, Михаила Ксенофонтова-Межегекского (1987 г.); портрет «Дмитрия Кононовича Сивцева – Соруона Омоллоона» (2006) и др.
Скульптор, в свободное от заказов время, работает в жанре мемориальных памятников. В городе Якутске были поставлены мемориальные доски, сделанные из гранита и литья – основоположнику якутской литературы Анемподисту Ивановичу Софронову, 1984; профессорам ЯГУ: Георгию Прокопьевичу Башарину (литье), Ивану Михайловичу Романову – в лекционной аудитории ЯГУ; графику Ефиму Михайловичу Шапошникову в с. Хамагатта; заслуженному артисту РСФСР и Народному артисту ЯАССР – Виктору Афанасьевичу Саввину алюминий, 1999); Народным артистам Марку Дмитриевичу и Матрене Васильевне Слепцовым; профессору Иннокентию Герасимовичу Егорову; доктору исторических наук Федоту Григорьевичу Сафронову (гранит, 2006); заслуженным учителям РСФСР Парфению Никитичу и Надежде Евменьевне Самсоновым (литье, 2005) и др. По заказу Правительства РС(Я) скульптором были выполнены настольные бюсты: капитана Афанасия Богатырева (1981), Ильи Винокурова (1986), Максима Аммосова (1987), Платона Ойунского (1993), графика Ефима Шапошникова (1993) и губернатора Ивана Ивановича Крафта (бронза, 2005, заказ Национальной библиотеки РС(Я)).
Художник к началу XXI века сформировался в зрелого мастера скульптора. Более сорока лет он посвятил скульптуре, но дело не в количестве лет, посвященных тому или иному виду искусства, а в творческих возможностях и целенаправленности художника. Слепцов – хороший график. Его натурные этюды отличают лиричность, мастерство композиции и своеобразный лаконизм. Помимо большой одаренности, этот мастер обладает необычайной работоспособностью. Его работы присутствуют на всех выставках Союза художников Якутии: «Скульптура малой формы» (1984, г. Москва); «Художники автономных республик, национальных округов» (1989, г. Москва); Всероссийских (1992, 1997, 2004) и зональных выставках «Советский Дальний Восток» (1985, 1990, 1997, 2003) и групповых: «Художники-выпускники института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина» (1989, г. Якутск); «Якутская скульптура (1993, г. Якутск)»; «Художники-выпускники вузов Санкт-Петербурга к юбилею города на Неве» (2003, г. Якутск) и персональные выставки:1996 – в национальной библиотеке РС(Я) и «Дом художника» (2001, г. Якутск) и др.
В 1980 году стал лауреатом Всероссийской выставки в г. Ульяновске. В 1995-ом году – лауреатом премии «Лучший скульптор года»; в 2009-ом году награжден нагрудным знаком «Почетный гражданин Кобяйского улуса», а в 2010 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РС(Я)».
В традиционной культуре якутов самым дорогим и священным был очаг-холумтан, где собиралась вся семья. Это место – у очага, сохраняется и в XXI веке как древний символ единства людей, как важный для человека источник жизни, в котором огонь и тепло сближает людей. В станковой скульптуре Прокопия Слепцова «Родоначальники» (2003, тонированный гипс) восседают мифические герои якутских преданий и легенд, по стилистике напоминают геометрию египетских канонов. На наш взгляд, таким же символом и олицетворением единства, глубокой творческой связи людей является художественная традиция, которым безупречно владеет скульптор Прокопий Гаврильевич Слепцов – тихий и скромный, глубоко сдержанный, но одаренный человек. Академическая традиция – стержень его искусства. Она соответствует его темпераменту и внутренней сдержанности его души. Прокопий Гаврильевич Слепцов – один из хранителей символического огня якутской скульптуры. Его роль в коллективе якутских скульпторов определяется не только новыми работами, а верностью принципам академической традиции в скульптуре, но и его постоянным стремлением все глубже и глубже осмыслить значение скульптуры как особого вида искусства для современности.
Использованная литература:
- Искусство. №2, 1990. – С. 21.
- Кестубэт куус кистэлэҥэ / [Сост.: С.Т. Боескоров]. Якутск: Бичик, 2014. – С.
- Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М.: Наука, 1969. – С.
- Подпругина Л.Л. Прокопий Слепцов // Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) / Авт.-сост.: Г.Сафронова и др. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001. – С. 224–225.
- Уткин К.Д. Ньыыкан // Саха ойууннара. Якутские шаманы. Научно-популярные очерки и камлания. Якутск: ЦКиИ им. Кулаковского МК РС(Я), 1993. – С. .25–41, с.