В Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) имени М. Ф. Габышева прошла арт-терапия «Именины Параскевы» специально для онкобольных, которые посетили выставку «Древнерусская живопись в наследии А.Н. Овчинникова» и послушали концерт артистов Государственного театра оперы и балета.
10 ноября – день великомученицы Прасковьи (греческий вариант Параскева), одной из самых почитаемых и уважаемых святых в православной традиции. В греческом языке Параскева означает «Канун субботы», «Пятница», поскольку её родители особо почитали пятницу, как святой день. Отсюда и пошла традиция называть Параскеву Пятницей. Святая Параскева – это образец несгибаемой веры, милосердия и любви к ближнему, всю жизнь она посвятила служению бедным и больным.
Следует отметить, что методист НХМ Ольга Владимировна Фролова также часто занимается благотворительностью, проводит такие социально-значимые мероприятия давно и успешно, подходит к этому делу от всей души. На этот раз она позвала лечиться искусством онкобольных и стомированных пациентов. Она рассказала о том, что впервые в НХМ выставляется уникальная экспозиция Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря.
Выставка задумана в том же расположении, как и внутри церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. Учтен и интерьер барабана, который на самом деле выше на 13 метров. Здесь находятся портреты восьми пророков. Каждая из фресок является точной копией фресок, написанных богомазом по сырой штукатурке минеральными красками. Считается, что настолько возвышенные образы невозможно написать химическими красками, ведь только Бог в природных минералах может хранить свои следы. Все представленные картины были бережно нанесены на кальку и покрыты максимально теми же минеральными красками, которыми пользовались иконописцы того времени.
В этот день посетители узнали, как отличить Христа от других персонажей – на его нимбе нарисован крест. Также все персонажи, изображенные с крестом в руках, являются великомучениками.
Также удивительным образом прослеживается, как богомазы переняли стиль византийцев, со временем обрели свой почерк, далее некоторые сюжетные иконы и фрески становятся похожими на палех, хотя палехской росписи тогда не существовало. Это стиль иконописцев перешел на бытовые предметы, например, шкатулки, а позже развился уже целый пласт палехской росписи, каноны которого соблюдаются и по сей день.
Далее гости поднялись на второй этаж и послушали концерт артистов Государственного театра оперы и балеты им. Соруна Омоллоона, которые исполнили произведения Антонио Вивальди и Эрнеста Кёллера на флейте.
Мероприятие закончилось фотографированием и написанием пожеланий на рыбках из бумаги.
После экскурсии в прохладном выставочном зале стало как будто теплее. А музыканты настолько сильно объяли гостей музыкой и своей энергетикой, что где-то внутри произошла какая-то трансформация в сознании, захотелось посетить церковь – уже зная все сведения об иконах и Святых, осознанно и с открытой душой.
Посетители в этот день разошлись с благодарностью и с особой божественной искрой в душе.
Ираида Попова
фотографии автора