Саха тыла
Ираида ПОПОВА
Диктант и чтение на алфавите С.А. Новгородова
День родного языка в РС(Я) отмечается с 1996-го года. 13 февраля – день рождения первого якутского лингвиста Семёна Андреевича Новгородова. В этот день в литературном музее им. П.А Ойунского прошло мероприятие, посвящённое Дню родного языка. В это день собрались научные сотрудники из ИГИиПМНС, работники книжного издательства «Айар», студенты ИЯКН, преподаватель СВФУ, кандидат филологических наук Иван Юрьевич Васильев, члены сообщества «Сайдам саас» школы третьего поколения.
В этот день посетители музея посмотрели выставку книг 1917-1928-го годов, изданных алфавитом, созданным С.А. Новгородовым, который успешно использовался в литературе, книгоиздании, системе образования. Работник музея Ньургуйаана Халгаева провела экскурсия, посвящённую 125-летию создания фонда литературного музея под названием «Свидетели деятельности Алексея Кулаковского – экспонаты музея». Далее вместе с работником музея Линдой Ивановой посетители послушали беседу народного писателя Якутии Семёна Андреевича Попова – Тумата, внучатого племянника С.А. Новгородова, который рассказал родословную великого лингвиста, составленную Поповым Гавриилом Васильевичем, рассказал о жизни и деятельности рода Новгородовых, о дочери и племяннице, показал уникальные книги. Молодой работник музея Артём Осипов провёл викторину о якутском языке, ответы сыпались как из рога изобилия, однако молодой специалист не растерялся и выявил наиболее активных и скоростных участников игры и вручил два приза.
Далее начался диктант на якутском языке, писать который нужно было алфавитом, созданным С.А. Новгородовым. Диктовала научный сотрудник музея Ньургуйаана Халгаева. Писать было нетрудно, нужно было вначале внимательно послушать об алфавите, об особенностях написания и просто внимательно слушать несложный текст и помнить о правилах правописания этим алфавитом. После написания диктанта организовали взаимопроверку участников диктанта, далее организаторы перепроверили и выявили победителей. Многие участники смогли написать правильно или допустить лишь 1-2 ошибки. В итоге людей написавших диктант без единой ошибки оказалось трое, также трое людей написали диктант с 1-2 ошибками, и таким же образом определили людей, получивших третье место, хотя по сценарию должны были определить только трёх финалистов: 1, 2 и 3 место.
Пока подводились итоги диктанта, каждый желающий мог участвовать в громком чтении исторической книги, напечатанной новгородовским алфавитом. Каждый участник получил сертификат участия в этом мероприятии, написанный алфавитом С.А. Новогородова, победители награждены прекрасными призами.